1. Сущность аудита, его цели, задачи и функции. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мне ния о достоверности такой отчетности. В соответствии с ФЗ-307 целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц. Задачи аудита вытекают из основной цели. Так, аудит направлен: на проверку и подтвержде ние достоверности показателей отчетов; на контроль соблюдения нормативных документов, регулирующих правила составления отчетности и ведения учета, метод ологию оценки активов, обязательств и собственного капитала; на проверку полноты, достоверности и точно сти отражения в отчетности и учете доходов, расходов и финансовых результатов деятельности организации за проверяемый период;на выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных сре дств, финансовых резервов и заемных источников. Осн овная цель аудита (проверка достоверности финансо вой отчетности) может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов,

2. Услуги, оказываемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся: обзорные проверки; согласо ванные процедуры;  компиляция финансовой информа ции. Проведение аудита и обзорных проверок должно позволить аудитору обеспечить предполагаемым поль зователям разумный и ограниченный уровни уверен ности в достоверности финансовой информации. Прове дение согласованных процедур и компиляции не преду сматривает, что аудитор должен будет обеспечить так ую уверенность. При проведении аудита аудитор обес печивает разумный, но не абсолютный уровень уверен ности в том, что информация, являющаяся предметом аудита, не содержит существенных искажений. В ауди торском заключении это выражается в форме позити вной разумной уверенности. При проведении обзорной проверки аудитор обеспечивает ограниченный уровень уверенности в том, что информация, подлежащая обзор ной проверке, не содержит существенных искажений. В заключении по результатам обзорной проверки это

3. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ. Первый уровень – Закон «Об аудит орской деятельности» от 30 декабря 2008 г.  Закон уста новил понятие аудиторской деятельности как предпри нимательской деятельности, определил сферу аудита, а также его цели, дал понятие сопутствующих аудиту усл уг и прочих услуг, сформулировал требования к индиви дуальным аудиторам и аудиторским организациям, их права и обязанности, а также права и обязанности ауди руемых лиц. К документам второго уровня относятся постановления Правительства РФ,  такие как: Постанов ление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О воп росах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»; Приказ Минф ина РФ от 27.10.99 г. № 69н «Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, име ющими лицензии на осуществление аудиторской деяте льности». Третий уровень системы нормативного регу лирования аудиторской деятельности представлен Феде ральными стандартами (правилами) аудиторской деяте льности. Основное назначение стандартов: установле ние норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми

анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов. Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом бухгалтерской (финансовой) отчетность не содержит существенных искажений.

 

 

 

выражается в форме негативной уверенности. При проведении согласованных процедур аудитор предоста вляет только отчет об отмеченных фактах без обеспече ния уверенности. Вместо этого представителям хозяйс твующего субъекта или пользователям отчета предост авляется возможность самим оценить проведенные про цедуры и факты, приведенные в отчете, и сделать собст венные выводы по данным работы аудитора. При про ведении компиляции финансовой информации пользов атели компилированной информации получают опреде ленные преимущества от участия в работе аудитора, об ладающего должной квалификацией в области ведения учета и составления отчетности, но в отчете аудитором не выражается никакой уверенности. Могут оказывать услуги: постановка бухгалтерского учета; контроль за ведением учета и составлением отчетности;контроль за начислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей; анализ хоз. и фин. деятельности; оценка эко ном. и инвестиционных проектов, эконом.безопасности систем бух. учета и внутреннего контроля;представле ние интересов экономического субъекта перед треть ими лицами; проведение семинаров, обучение.

субъектами финансово-хозяйственной деятельности, в т.ч. арбитражным судом. Четвертый уровень – методи ки аудиторской деятельности, регламентирующие по рядок осуществления аудиторами проверок примени тельно  к конкретным отраслям, по отдельным вопро сам налогообложения, финансов и по специальным ау диторским заданиям. Пятый уровень – документы, необ ходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандар тов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты). Базируют ся внутрифирменные стандарты на законодательных и нормативных актов, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагаю щие и конкретные процедуры проведения аудита. Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть «Приказ об утверждении внутрифирменных стандартов», подписанный руководителем фирмы.

4. Внешний и внутренний контроль качества аудита. Различают два уровня контроля качества аудита: внеш ний и внутренний. На каждом уровне осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль. Внешний уровень контроля обеспечивается проверкой уровня профессиональных аудиторов. Предваритель ный внешний контроль осуществляется путем сдачи пр етендентами квалификационных экзаменов на право за нятия аудиторской деятельностью, текущий и послед ующий - путем постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций. Внутренний контроль должен быть организован внутри аудиторск их фирм, поэтому он называется также внутрифирмен ным. Система контроля качества для разных аудиторс ких организаций может быть различна. Внутреннее сод ержание, затраты на функционирование такой системы зависят от:  размера аудиторской организации, ее специализации и организационной структуры; нал ичия филиалов и подразделений аудиторской орга низации и их пространственной удаленности; эко номической эффективности применяемой системы контроля качества.

5. Понятие и классификация стандартов аудиторской де ятельности. Аудиторские стандарты определяют еди ные базовые правила осуществления аудиторских пров ерок, единые требования к качеству и надежности ауди та. Система стандартов в обобщенном виде включает в себя:международные стандарты; национальные станд арты; внутренние стандарты. Стандарты аудиторской деятельности РФ подразделяются на: федеральные ст андарты аудиторской деятельности; внутренние станда рты саморегулируемых организаций аудиторов; внутри фирменные стандарты аудиторских организаций и инд ивидуальных аудиторов.Российские стандарты аудитор ской деятельности разработаны на базе международ ных стандартов аудита (МСА), которые создаются Ме ждународной федерацией бухгалтеров. Стандарты опре деляют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопро сы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета

6. Понятие существенности в аудите и методы его оцен ки. Под уровнем существенности понимают максим ально допустимый размер ошибки (искажения) в отчет ности проверяемого субъекта, который не введет поль зователя отчетности в заблуждение относительно инте ресующей его информации. Различают три основных уровня существенности. К первому уровню относятся ошибки и пропуски, суммы которых так малы и по сво ему содержанию так незначительны, что никак не мог ут повлиять на решение пользователя данной отчетно сти. Такие ошибки и пропуски считаются нематериаль ными (непринципиальными, несущественными). Ко второму уровню относятся материальные ошибки и пропуски, влияющие на принятие пользователем тех или иных решений. Но несмотря на это, внешняя отчет ность в целом объективно отражает реальную действи тельность и является полезной. К третьему уровню мА териальности относятся такие ошибки и пропуски в уч ете и внешней отчетности, которые ставят под вопрос достоверность и объективность всей отчетной инфор мации в целом. Полагаясь на такую искаженную инфо рмацию, пользователи могут принять неправильное

Кроме того, система контроля качества работы аудито рской организации должна включать: соблюдение проф ессиональными сотрудниками аудиторской организа ции требований независимости, честности, объективн ости, конфиденциальности и профессиональной этики; укомплектование аудиторской организации профессии  ональными сотрудниками, обладающими знаниями, ум ениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей; поручение ауди торских заданий профессиональным сотрудникам, ква лификация которых соответствует особенностям этих заданий; выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества; получение сотруд никами при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее; разрабо тку и применение в аудиторских организациях на осно ве процедуры подбора и отклонения клиентов.

 

внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению ауд иторских проверок и оформлению аудиторских заклю чений. Значение системы стандартов состоит в том, что она:

-        обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;

-        содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

-        помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;

-        обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;

-        создает общественный имидж профессии.

 

 

решение. Установив третью степень материальности ошибок и пропусков, аудитор высказывает в своем за ключении неблагоприятное (отрицательное) мнение о состоянии учета и отчетности фирмы с подробным опи санием обнаруженных фактов. В начале проверки на эт апе планирования аудитор должен решить, какую общ ую сумму ошибки можно считать существенной. Для этого аудитор использует два основных подхода: инду ктивный подход – определение существенности отд ельных статей отчетности, а затем и общей существен ности в целом; дедуктивный подход – определение об щей величины допустимой ошибки и последующее рас пределение ее между статьями отчетности. Аудитор обязан принимать во внимание уровень существен ности:на этапе планирования при определении содержа ния, затрат времени и объема применяемых аудиторск их процедур; в ходе выполнения конкретных аудиторс ких процедур; на этапе завершения аудита при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями на достоверность бухгалтерской отчетности.

7.Понятие и методы аудиторской выборки. Аудиторс кая выборка – это перечень определенным образом от обранных элементов проверяемой совокупности с цел ью на основе их изучения сделать вывод обо всей прове ряемой совокупности. Нестатистический выборочный метод – это анализ по качественным признакам в зонах повышенного аудиторского риска. Как правило,его при меняют при невозможности использовать метод статис тической выборки. Статистический выборочный метод может применяться для достижения следующих целей: обнаружения повторяющихся ошибок, искажений, проя вляющихся с определенной частотой и в определенном количестве; оценка масштабов распространения обнару женных ошибок. Основными методами статистической выборки при аудите являются: возвратная выборка – не исключаются из процесса отбора ранее проверенные эл ементы; безвозвратная выборка - исключаются из про цесса отбора ранее проверенные элементы; механическ ая выборка – предполагает предварительное ранжирова ние единиц проверяемой совокупности; серийная выбо рка – отбор элементов для проверки осуществляется не единицами, а сериями и другие методы. Обычно

8. Рабочие документы аудитора: состав, содержание, использование и хранение. Единые требования к состав лению документации в процессе аудита отчетности уст ановлены Федеральным правилом (стандартом) аудито рской деятельности № 2 «Документирование аудита». В рабочих документах следует отражать информацию о планировании аудиторской работы, характере, времен ных рамках и объеме выполненных аудиторских проце дур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабо чих документах должно содержаться обоснование ауди тором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторс кой проверке, руководствуясь своим профессиональ ным мнением. В случае проведения аудиторских прове рок в течение ряда лет некоторые файлы рабочих доку ментов могут быть отнесены к категории постоянных, обновляемых по мере поступления новой информации, но остающихся по-прежнему значимыми, в отличие от текущих аудиторских файлов, которые содержат

9. Понятие, виды и источники аудиторских доказате льств. Аудиторские доказательства - это информа ция, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на котор ых основывается мнение аудитора. К аудит. доказатель ствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансо вой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемо го лица и информация, полученная из различных источ ников (от третьих лиц). Единые требования к количест ву и качеству доказательств, которые необходимо полу чить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетнос ти, а также к процедурам, выполняемым с целью полу чения доказательств определяет федеральное правило аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказате льства».  Виды: 1. Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными: внутрен ние включают в себя информацию, полученную от эко ном. субъекта в письменном или устном виде; внешние включают в себя информацию, полученную от третьей стороны в письменном виде; смешанные включают

выборка должна быть репрезентативной, т.е. предста вительной. Это требование предполагает, что все элеме нты изучаемой совокупности должны иметь равную ве роятность быть отобранными в выборку. Для обеспече ния репрезентативности аудиторская организация долж на использовать один из следующих методов:1. Случай ный отбор (может проводиться по таблице случайных чисел). 2. Систематический отбор. Предполагает, что элементы отбираются через постоянный интервал, начи ная со случайно выбранного числа. Интервал строится либо на определенном числе элементов совокупности (например, изучение каждого десятого документа из всех документов данной категории), либо на стоимостн ой их оценке (например, отбирается тот элемент, состав ляющий сальдо или оборот, на который приходится ка ждый следующий миллион рублей в совокупной стоимости элементов). 3. Комбинированный отбор. Пре дставляет комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.

 

информацию, относящуюся в основном к аудиту отде льного периода. Рабочие документы являются собствен ностью аудитора. Хотя часть документов или выдерж ки из них могут быть предоставлены аудируемому ли цу по усмотрению аудитора, они не могут служить заме ной бухгалтерских записей. Рабочие документы обыч но содержат: информацию, касающуюся организацион но-правовой формы и организационной структуры ауди руемого лица; выдержки или копии необходимых юри дических документов, соглашений и протоколов;инфо рмацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятель ность; информацию, отражающую процесс планирова ния, включая программы аудита и любые изменения к ним; доказательства понимания аудитором систем бух. учета и внутреннего контроля;  Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения ко нфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудито ра, но не менее 5 лет.

информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденную 3ей стороной в письменном виде. 2. Аудит.док-ва могут бы ть прямыми и обратными: прямые непосредственно под тверждают истинность сделанного предположения; об ратные подтверждают истинность сделанного предполо жения путем опровержения противоположного предпол ожения.3. Аудит.док-ва могут быть личными и вещест венными. 4. Аудит. док-ва могут быть устными и пись менными. Источниками получения аудит.доказатель ств являются: первичные документы эконом.субъекта и третьих лиц; регистры бух. учета эконом.субъекта; результаты анализа финансово – хоз.деятельности эконом. субъекта; устные высказывания сотрудников эконом.субъекта и третьих лиц;сопоставление одних до кументов эконом. субъекта с другими, а также сопостав ление документов эконом.субъекта с документами тре тьих лиц; результаты инвентаризации имущества эконом.субъекта, проводимой сотрудниками эконом. су бъекта; бухгалтерская отчетность. Качество доказательств зависит от их источников.

 

10. Понятие и классификация аудиторских процедур. Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные процедуры проверки проводятся в следу ющих формах:детальные тесты, оценивающие правиль ность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета;аналитические процедуры. Ауди тор получает аудит. док-ва путем выполнения следую щих процедур проверки по существу: Инспектиро вание представляет собой проверку записей, докумен тов или материальных активов. В ходе инспектирова ния записей и документов аудитор получает аудит. док-ва различной степени надежности в зависимости от их характера и источника, а также от эффективности сред ств внутреннего контроля за процессом их обработки. Наблюдение представляет собой отслеживание аудито ром процесса или процедуры, выполняемой другими лицами. Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами ауд ируемого лица. Запрос по форме может быть как офици альным письменным запросом, адресованным третьим

11. Классификация ошибок и недобросовестных дейст вий, выявленных в процессе аудита. Ошибка – непред намеренное искажение в финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе неотражение какого-либо чис лового показателя или нераскрытие какой-либо информ ации. Под недобросовестными действиями понимают ся преднамеренные действия, совершенные одним или несколькими лицами из числа представителей собствен ника, руководства и сотрудников аудируемого лица или третьих лиц с помощью незаконных действий (без действия) для извлечения незаконных выгод. В федера льном правиле (стандарте) аудиторской деятельности рассматриваются только недобросовестные действия, являющиеся причиной существенных искажений отчет ности. Различают два типа преднамеренных искажений, возникающих в результате недобросовестных действ ий, рассматриваемых в ходе аудита: искажения, возник ающие в процессе недобросовестного составления отч етности; искажения, возникающие в результате присвое ния активов. Недобросовестным составлением отчетно сти считаются следующие действия: фальсификация, изменение учетных записей и документов, на

12. Использование работы третьих лиц в процессе ауд ита. Экспертом признается не состоящий в штате дан ной аудиторской организации специалист, имеющий достаточные знания и (или) опыт в определенной облас ти (по определенному вопросу), отличной от бух.учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящее муся к этой области. При проведении аудита аудиторс кая организация может использовать работу оценщика, инженера, геолога, актуария и (или) другого эксперта. Примерный перечень работ, для выполнения которых аудиторской организации может потребоваться использ овать работу эксперта, выглядит с.о.: 1. оценка отдель ных видов имущества; 2. определение количества и сос тояния имущества; 3. производство расчетов специаль ными приемами и способами (актуарные оценки и др.);

4. измерение объемов выполненных работ и работ, под лежащих выполнению по неисполненным договорам, для целей признания реализации (строительных, геоло го - разведочных, проектных и др.);5. юридическая оце нка и интерпретация договоров, учредительных доку ментов, нормативных актов. В качестве эксперта аудит. организация может использовать работу

лицам, так и неформальным устным вопросом, адресо ванным работникам аудируемого лица. Подтвержде ние представляет собой ответ на запрос об информац ии, содержащейся в бух.записях. Пересчет представ ляет собой проверку точности арифметических расче тов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расче тов. Аналитические процедуры представляют собой ана лиз и оценку полученной аудитором информации, иссл едование важнейших финансовых и эконом. показа телей проверяемого аудируемого лица с целью выявле ния необычных и (или) неправильно отраженных в бух. учете хоз. операций, выявление причин таких ошибок и искажений. Порядок осуществления аналитических про цедур определен Федеральным Правилом (стандартом) аудиторской деятельности  №  20 «Аналитические проц едуры», согласно которому основной целью примене ния аналитических процедур является выявление налич ия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хоз. деятельности, определяющих области потенциального риска и требующих особого внимания аудитора.

13. Понятие, структура, содержание аудит. заключения и его формы. Аудит. заключение – это официальный  документ, предназначенный для пользователей отчетн ости аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными стандартами аудит. деятельности и сод ержащий выраженное в установленной форме мнение аудит. организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. В аудит. практике применяются след. виды аудит. заключения: аудит. заключение с выр ажением безоговорочно положительного мнения; моди фицированное аудиторское заключение: аудит. заклюю чение с выражением мнения, не являющегося безогов орочно положительным; аудит. заключение с отрицате льным мнением; аудит. заключение с отказом от выра жения мнения. Безоговорочно положительное мнение должно быть выражено тогда, когда аудитор приходит к заключению о том, что финансовая  отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хоз. деятельности аудируемого лица. Аудит. заключение считается модифицирован ным, если возникли: факторы, не влияющие на аудит.

основании которых составляется отчетность; преднаме ренное неверное отражение событий, хоз. операций или другой важной информации в отчетности или их предн амеренное исключение из данной отчетности; преднаме ренное нарушение применения принципов бух. учета.

Присвоение активов может быть осуществлено различ ными способами, в том числе путем присвоения денеж ных средств, материальных или нематериальных актив ов, инициирования оплаты аудируемым лицом несущес твующих товаров или услуг. Как правило, такие дейст вия сопровождаются вводящими в заблуждение бух. за писями или документами для сокрытия недостачи акти вов. Недобросовестные действия подразумевают нали чие мотивирующих факторов и осознаваемых возмож ностей для их совершения. Ошибка отличается от недо бросовестного действия отсутствием умысла, лежащим в основе действия, приведшего к искажению отчетно сти. В отличие от ошибки недобросовестные действия носят преднамеренный характер и, как правило, подра зумевают целенаправленное сокрытие фактов.

 

 

14. Направления использования компьютеров в аудите и особенности проведения аудита в компьютерной сре де. Согласно стандарту аудиторской деятельности«Про ведение аудита с помощью компьютера», при проведен ии аудита с использованием компьютеров сохраняются цель и основные элементы методологии аудита. В прог раммме аудита целесообразно отметить, какие аудит. процедуры будут выполнены с применением компьют еров. Информационное обеспечение аудита с примене нием компьютеров включает два основных источника:

а) данные бухю. учета эконом. субъекта на бумажных носителях или в виде базы данных бухгалтерии;б) норм ативно - справочную базу и систему форм рабочей доку ментации аудитора.При этом, возможность использова ния базы данных экономического субъекта или отдель ных ее массивов должна быть обеспечена:а) организаци онно - в договоре о проведении аудита желательно отра зить согласие эконом. субъекта на использование базы данных или ее фрагментов в процессе аудита;б) техни чески - в договоре о проведении аудита при необходи мости следует отразить состав, форму и срок предост авления аудитору для анализа базы данных или ее

специализированной организации, являющейся юр. лиц ом. Решение об использовании работы эксперта при пр оведении аудита принимает аудит. организация исходя из характера и сложности обстоятельств, подлежащих исследованию, уровня их существенности, а также целе сообразности, возможности и надежности иных аудит. процедур применительно к этим обстоятельствам. Экс перт, работу которого аудит. организация использует при проведении аудита, должен иметь: соотв. квалифи кацию, подтвержденную надлежащими документами (квалиф. аттестат, лицензия, диплом и т.п.); соотв. опыт и репутацию в области, заключение в которой предпо лагает получить аудит. организация, подтвержденную соотв. отзывами, рекомендациями, публикациями, справками и т.п. Аудит.организация может использо вать работу эксперта при проведении аудита лишь с согласия эконом.субъекта, в отношении которого эта организация проводит аудит. Отказ эконом.субъекта от использования работы эксперта должен быть совершен в письменной форме. В случае такого отказа организа ция рассматривает вопрос о подготовке заключения, отличного от безусловно положительного.

15. Проверка юр. статуса аудируемого лица и права его функционирования. Цель аудиторской проверки:Аудит учредительных документов заключается в тщательной проверке юр. оснований на право функционирования эконом. субъекта в соотв. с действующим законодатель ством. Источники. Аудиту должны быть подвергнуты внутренние документы клиента: устав, учредительный договор, протоколы собраний, свидетельство о гос.реги страции, документы, подтверждающие права собственн ости учредителей на имущество, свидетельство о регис трации в органах статистики, договор на банковское об служивание, проспект эмиссии и реестр акционеров для акционерных обществ, лицензии и разрешения на опр. виды деятельности, переписка с учредителями и акцион ерами, внутренние положения, годовая отчетность и др. Основные направления аудита формирования уставно го капитала: аудит регистрации и перерегистрации акц ионерного общества, уставного капитала, аудит оформ ления учредительных документов и расчетов с учреди телями, аудит налогообложения при учете формирова ния уставного капитала и выплате дивидендов. Для ОАО минимальный размер уставного капитала должен

мнение, но описываемые в аудит. заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо си туации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в отчетности;факторы, влияющие на аудит.мнение, кот орые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.При опр. обстоятельствах аудиторское заключение может быть модифицировано посредством включения части, привлекающей внимание к ситуации, влияющей на фин. отчетность, но рассмотренной в пояснениях к отч етности. Аудитор также должен модифицировать аудит. заключение посредством включения части, прив лекающей внимание к ситуации, не оказывающей суще ственного влияния на отчетность и не раскрытой (или недостаточно полно раскрытой) или раскрытой некорре ктно в пояснениях к этой  отчетности. Мнение с огово ркой должно быть выражено в том случае, если ауди тор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разн огласий с руководством или ограничение объема ауди та не настолько существенно и глубоко, чтобы выра зить отриц. мнение или отказаться от выраж. мнения.

16. Аудит учетной политики аудируемого лица. Цель аудита учетной политики предприятия - установить соо тветствие организации бух.учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особе нностям деятельности предприятия. Это необходимо для установления вероятности возникновения существен ных ошибок, влияющих на достоверность показателей фи нансовой отчетности проверяемого предприятия. Источ ники информации для проверки Положение об учетной п олитике предприятия, Положение о бухгалтерии, должно стные инструкции сотрудников бухгалтерии, график документооборота, рабочий план счетов, Положение об инвентаризациях, описание технологического процесса компьютерной обработки учетной информации, резуль таты анкетирования сотрудников бухгалтерии и др. Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи;  установить соответствие организацио нной структуры бухгалтерии и формы бух.учета услови ям функционирования организации и управления предп риятиием; охарактеризовать системы документации и документооборота; дать оценку учетной политики пре дприятия и проверить порядок ее соблюдения.

фрагментов; в) программно - система аудита с примене нием компьютеров при необходимости должна иметь в своем составе блок, обеспечивающий конвертацию ба зы данных эконом. субъекта в данные, обработка котор ых возможна средствами программного обеспечения, используемого аудитором. Программные средства системы, используемой аудитором при проведении аудита, должны обеспечивать: анализ содержания фо рмируемой в бухгалтерии эконом. субъекта базы данн ых, если таковая существует и доступна;контроль пока зателей, содержащихся в регистрах бух.учета эконом. субъекта;тестирование алгоритмов, используемых в ав томатизированной системе бух. учета;контроль соответ ствия показателей, содержащихся в формах бух. отчет ности, данным бухгалтерских регистров или базы дан ных, формируемой в бухгалтерии при обработке перви чных документов; формирование аудит.документации .

Источниками получения аудит. доказательств явл. да нные, подготовленные в электронной среде эконом.  су бъекта в виде таблиц, ведомостей, регистров бух.учета эконом.субъекта.

 

17. Аудит денежных средств. Источники: Первичные документы, оформляющие операции по счетам в банке, выписки банка по расчетным счетам с приложенными к ним документами, перечень лиц, которым предоставле но право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке, договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) и другие необходимые документы. Регистры бух.учета: при авто матизированной форме учета: анализ счета 51, боротно-сальдовый баланс, главная книга; при журнально-орд ерной форме учета: ведомости N 2, журналы-ордера N 2.  Формы бухгалтерской отчетности: N 1, 4; сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте; пояс нительная записка к отчету. Целью аудиторской провер  ки операций на расчетном счете в банке является фор мирование мнения о достоверности бух.отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии применяе мой методики учета денежных средств на счетах в бан ке действующим в РФ нормативным документам. Так им образом, в ходе аудита операций по счетам в банке осуществляются следующие процедуры: проверка соо тветствия произведенных операций нормативным

составлять не менее 1000-кратного размера МРОТ, для закрытого – не менее 100-кратного размера МРОТ. Ном инальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 % уставного капитала. Типичные ошибки и недостатки учета: кредитовый остаток счета 80 не соответствует заявленной сумме уставного капитала в учредительных документах; дея тельность без наличия лицензии; разница между фак тическими затратами на выкуп собственных акций и их номинальной стоимостью относится на счет 90 «Прода жи», а не на счет 91 «Прочие доходы и расходы»; непра вильное исчисление доходов от капитала и налогов; нео боснованное увеличение уставного капитала за счет завышения стоимости материальных ценностей, нема териальных активов, вносимых в счет уставного капита ла; невнесение или неполное внесение учредителями долей в уставный капитал; несвоевременное оформ ление выбытия и приема новых учредителей;невыплата дивидендов по привилегированным акциям.

 

 

 

18. Аудит финансовых вложений. Основная цель– под тверждение достоверности отражения в отчетности инф ормации об операциях с ценными бумагами. В ходе про верки аудитор должен установить насколько полно и св оевременно оформлены все необходимые документы по передаче прав на ценные бумаги и соблюдены ли тр ебования налогового законодательства. Можно выдели ть 4основных направления проверки: Аудит вложений в ценные бумаги; Аудит вложений в уставные капита лы других организаций; Аудит вложений в совместную деятельность; Аудит учета вложений в займы. Для того чтобы сформулировать объективное мнение о достовер ности и законности операций, осуществленных  на пред приятии с финансовыми вложениями, аудитор должен: изучить состав  фин. вложений по данным первичных док-ов и учетных регистров; подтвердить первичную оценку системы внутреннего контроля и бух. учета фин вложений;установить правильность отражения в учете операций с фин.вложениями; подтвердить достовернос ть начисления, поступления и отражения в учете доход ов по операциям с фин. вложениями; оценить качество инвентаризаций фин.вложений. Источники

Аудитор должен установить обоснованность выбора и оптимизации учетной политики организации, соблюден ие выбранных предприятием организационных, методиче ских и технических аспектов учетной политики в тече ние календарного года, таких как: варианты погашения стоимости основных средств и нематериальных активов; варианты оценки  производственных запасов, незавершен ного производства, товаров и готовой продукции; вариан ты отражения на счетах операций по заготовлению и при обретению товарно-материальных ценностей; варианты учета затрат на производство продукции, распределения косвенных расходов между объектами учета затрат и каль куляции; методы производственного и варианты сводного учета затрат на производство продукции; правила учета процесса реализации и варианты определения выручки от реализации продукции; порядок признания, учета  и рас пределения прибыли; порядок учета и оценки кредитов ба нков и займов других организаций; формы бух.учета; поря док организации и проведения инвентаризации имущест ва и финансовых обязательств; порядок оформления и пре дставления внутрипроизводствен­ной отчетности; система внутрихозяйственного контроля организации и др.

19. Аудит основных средств. Целью является подтверж дение достоверности отражения в отчетности информа ции об операциях по движению ос, начислению аморти зации, по отражению затрат на ремонт. Источники: дог овора купли-продажи основных средств; акт приемки законченного строительством объекта приемочной ком иссией (ф. № КС-14).; акт (накладная) приемки-переда чи основных средств (ф. № ОС-1); акт о приемке-пере даче оборудования (ф. № ОС-14); акт о приемке-переда че оборудования в монтаж (ф. № ОС-15); акт о выявлен ных дефектах в оборудовании (ф.  № ОС-16); опись инв ентарных карточек; инвентарные карточки;  акты  на списание ос; наряд-заказ на ремонт ос; договоры на пе редачу, получение в аренду основных средств; учетные регистры по счетам 01,02,03,20,25,07,08,97, 91, 96; Глав ная книга; баланс; приложение к бух.балансу (ф. № 5).

В процессе аудита бух.учета ос следует выяснить: выпо лняются ли при принятии к бухгалтерскому учету акти вов в качестве ос необходимо единовременное выпол нение условий, сформулированных в ПБУ 6/01; исполь зование в производстве продукции либо для управле нческих нужд организации; использование в течение

документам и законодательным актам, действующим на территории Российской Федерации; проверка правил ьности оформления выписок со счетов в банке и докум ентов, приложенных к выпискам, подтверждающих оп ерации; арифметическая проверка правильности выведе ния остатков на конец дня и подсчета оборотов по прих оду и расходу денежных средств в выписках банка и ре гистрах по учету денежных средств в банке;  проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бух. учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной книге, а также сальдо по Главной книге и статей балан са. Такая проверка проводится по каждому счету, ОТК рытому в банке. В первую очередь аудитору необходи мо ознакомиться с классификатором типовых бухг. зап исей по банковским операциям, связанным с расчетным счетом. Это позволит выявить наиболее часто встречаю щиеся операции и проверить правильность корреспон денции счетов. Если в организации нет такого класси фикатора, соотв. информацию можно получить, воспол ьзовавшись корреспонденцией счетов, указанной в Гла вной книге. Особое внимание следует обратить на корр-ю счетов по записям, не типичным для организ.

20. Аудит нематериальных активов. Цель подтвержде нии достоверности отражения в отчетности информац ии об операциях по поступлению, использованию, амор тизации и выбытию объектов нематериальных активов. Источники информации: Положение об учетной полити ке предприятия; договоры, подтверждающие передачу прав собственности на  объекты нематериальных акти вов; авторские договоры; акты приемки-передачи НМА; протоколы о внесении объектов НМА в устав ный капитал; карточки учета НМА; разработочные та блицы по расчету амортизационных отчислений; учетн ые регистры по счетам 04,05,91,60,76; Главная книга, финансовая отчетность. Приступая к аудит.проверке аудиторам следует учитывать, что к НМА могут быть отнесены следующие объекты: исключительное   право   патентообладателя   на   изобретение,      промышлен ный образец, полезную модель; исключительное  автор ское  право  на  программы для ЭВМ,  базы   данных; имущественное   право  автора  или  иного  правообла дателя  на   топологии интегральных микросхем; делова я репутация организации. В ходе проверки аудиторы

информации: Положение об учетной политике предприятия;копии учредительных документов; выпис ки из реестра акционеров; сертификаты акций; облигац ии; векселя и другие ценные бумаги; договоры купли-продажи ценных бумаг, депозитные договоры, догово ры займа; книги (реестры) регистрации ценных бумаг; учетные регистры по счетам 58, 76 и др.; Главная кни га; формы учетной документации по инвентаризации; отчетность. Типичные ошибки: отсутствие документов, подтверждающих фактические финансовые вложения; оформление документов с нарушением установленных требований; фиктивные документы и операции; некорректная корреспонденция счетов при отражении финансовых вложений в учете; несвоевременное отражение доходов по операциям с ценными бумагами;

неправильное исчисление фактической себестоимости ценных бумаг; несовпадение данных синтетического и аналитического учета финансовых вложений.

 

 

 

 

21. Аудит материально-производственных запасов. Целью является подтверждение достоверности отра жения в отчетности информации об операциях по посту плению и использованию МПЗ на предприятии. Для достижения поставленной цели аудитор должен решить следующие задачи: изучить состав МПЗ;ознакомиться с условиями их хранения; подтвердить правильность оценки МПЗ; изучить порядок отражения в учете опера ций по  поступлению,  использованию и реализации МПЗ; оценить качество проводимых инвентаризаций МПЗ;  Источники информации: Положение об учетной политике предприятия;  договоры поставки; номенкла тура-ценник; книга покупок; книга продаж; договоры с материально-ответственными лицами; первичные доку менты по движению МПЗ (накладные, ттн, счета-факту ры, доверенности; приходные ордера,  акты о приемке материалов, накладные-требования на отпуск материа лов,  лимитно-заборные карты, карточки складского уч ета материалов, реестры карточек); нвентаризационные описи МПЗ; учетные регистры по счетам 10, 15, 19, 10, 25, 26, 41, 91, 60, 76 и др.;  Главная книга.

длительного времени; организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; способно сть приносить организации экономические выгоды в будущем; обоснованы ли способы начисления амортиз ации; организован ли аналитический учет; ведутся ли инвентарные карточки; соблюдается ли график докуме нтооборота по движению ос; Наряду с этим изучаются инвентарные описи, инвентарные карточки. Типичные ошибки: несвоевременное оприходование основных средств;неправильное определение первоначальной стоимости объектов ос; начисление износа по полно стью амортизированным объектам ос;  отсутствие деф ектных актов и смет на проведение капитального рем онта; некорректная корреспонденция счетов при о тражении операций по выбытию ос; неправильное исчисление налогооблагаемой прибыли при реализации объектов основных средств; формальное проведение инвентаризаций основных средств; переоценка объектов основных средств без наличия документов, подтверждающих реальность рыночных цен и т.д.

 

 

22. Аудит кредиторской задолженности. Цель – устано вить достоверность отражения в бух. отчетности задол женности по расчетам с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, принятые  выполн енные работы и оказанные услуги.В ходе аудита  расч етов с поставщиками и подрядчиками аудитор должен: Проверить правильность оформления первичных докум ентов по приобретению ТМЦ  и получению услуг с це лью подтверждения обоснованности возникновения кр едиторской задолженности. Подтвердить своевремен ность погашения и правильность отражения на счетах бух.учета кредиторской задолженности. Оценить прави льность оформления и отражения в учете предъявлен ных претензий. Источники информации: Положение об учетной политике; договоры поставки продукции; нак ладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоко лы о зачете взаимных требований; акты инвентариза ции расчетов; векселя; копии платежных документов; книга покупок; учетные регистры по счету 60; Главная книга; бухгалтерская отчетность. Следует проанализи ровать также правильность оформления и отражения в учете выданных авансов, отражаемых на счете 60/Аван

должны получить ответы на следующие вопросы: прав ильна ли классификация НМА на соотв.группы; своев ременно ли приходуются и принимаются к использова нию объекты НМА;  обоснован ли порядок начисления амортизации по вновь поступившим объектам НМА; со блюдается ли график документооборота по учету НМА; проводится ли инвентаризация объектов НМА.  К наиболее типичным можно отнести следующие ошибки:

-          неправомерное включение хозяйственных средств в состав нематериальных активов объектов учета;

-          неправильное формирование первоначальной стоимости объектов нематериальных активов;

-          необоснованное определение срока полезного использования нематериального актива;

-          неправильное начисление амортизации по отдельным объектам нематериальных активов;

-          отсутствие первичных документов или оформление их с нарушением установленных требований.

 

 

 

23. Аудит дебиторской задолженности. Основная  цель проверки – установить достоверность отражения в бух. отчетности задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками за реализованную (отгруженную) прод укцию, выполненные работы, оказанные услуги. В ходе аудита  расчетов с покупателями и заказчиками  долж ны быть решены следующие задачи: Проверка правиль ности оформления первичных документов по реализа ции продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности; Подтверждение своевреме нности погашения и правильности отражения на счетах бух. учета дебиторской задолженности;Оценка правиль ности оформления и отражения в учете предъявленных претензий.   Источниками информации явл.: Положе ние о бух. учете; договоры поставки продукции (работ, услуг); накладные; счета-фактуры; акты сверки рас четов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга продаж; учетные регистры по счету 62; Главная книга; бухгалтерская отчетность. Типичные ошибки:

Типичные ошибки: не заключены договоры о материа льной ответственности с кладовщиками (материально-ответственными лицами); неправильно оформляются документы по приходу и расходу ТМЦ; не ведется анал итический учет движения МПЗ в бухгалтерии; непра вильное исчисление фактической себестоимости загото вления материалов; списание в расход не принятых к учету материальных ценностей (не оформленных прихо дными документами); отсутствие норм расхода мате риалов или их несоблюдение; Несоблюдение в учетной политике варианта учета материальных ценностей. Нер егулярно проводится сверка данных по движению мате риальных ценностей в бухгалтерии и на складах пред приятия, не проводится ежегодная инвентаризация МПЗ; на складах хранится большое количество неиспользуемых МПЗ; неправильно производится списание ТМЦ по направлениям затрат; арифметические ошибки при расчете реализованной торговой наценки.

 

 

 

24. Аудит кредитов и займов. Целью а удиторской проверки является установление достоверности отраже ния в бух. отчетности задолженности по расчетам по полученным кредитам и займам. Источниками информации для проверки учета расчетов по кредитам и займам являются: Положение об учетной политике предприятия, кредитные договоры, договоры займа, договора поставки продукции (работ, услуг), акты сверки расчетов, протоколы о зачете взаимных требований, акты инвентаризации расчетов, векселя, копии платежных документов, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 66, 67, 91 и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность, и др. В ходе аудита кредитов и займов необходимо установить: правильность оформления кредитных операций; правильность отражения на счетах бухгалтерского учета операций по получению и возврату кредитов банков; целевое использование кредитов банков;

правильность определения сумм процентов за пользова ние кредитами банков и их списание за счет соответствую щих источников; полноту и своевременность погашения кредитов; правильность оформления и отражения на счетах бух. учета займов, полученных у других предприятии и физ

сы выданные. Аудитор путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняет: обоснованность выдачи авансов (в том числе в валюте), правильность ведения аналитического и синтетического учета.

Типичные ошибки:

-         отсутствие договоров с поставщиками или неправильное их оформление;

-         уничтожение подлинных документов;

-         отражение на счетах бухгалтерского учета нереальной дебиторской и кредиторской задолженности;

-         несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;

-         неправильное или неправомерное отражение на счетах учета сумм НДС, выделенных в счетах поставщиков;

-         некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета.

 

 

25. Аудит соблюдения трудового законодательства и задолженности перед персоналом по оплате труда. Це ль аудита расчётов с персоналом – проверка соблюден ия действующего законодательства о труде и подтверж дение достоверности отражения в бух.отчетности задол женности по расчетам между предпринимателем и его работниками. Задачами аудита расчётов с персоналом являются:подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражениям их в учёте; установление законности и пол ноты удержаний из заработной платы и из других вып лат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенс ионного фонда, других юр. и физ.лиц;проверка органи заций аналитического учёта расчётов с персоналом и вз аимосвязи аналитического и синтетического учёта; оце нка мер, принимаемых администрацией по своевремен ному взысканию задолженности с работников (по подо тчётным суммам, по фактам недостач и порчи ценнос тей, возврату ссуд и др.) Источниками информации для проверки расчётов с персоналом являются: штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контр акты, договоры гражданско-правового характера,

-         отсутствие договоров на поставку  продукции, первичных расчетно-платежных документов или неполное их оформление;

-         неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС, налогу на пользователей автомобильных дорог, налогу с продаж и т.д.;

-         некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

-         недостоверность аналитического учета;

-         формальное проведение инвентаризации расчетов.

 

 

 

 

 

26. Аудит себестоимости продукции, работ, услуг. Цель аудита затрат на производство – установление  обоснов анности  формирования и правильности в бух. отчет ности издержек производства. В процессе проверки затрат на производство аудиторам необходимо  решить следующие задачи: Оценить обоснованность применя емого метода учета затрат, варианта сводного учета за трат, методов распределения общепроизводственных и общех. расходов.  Подтвердить достоверность оформ ления и отражения в учете прямых и накладных (косв енных) расходов. Оценить качество инвентаризаций  незавершенного производства. Произвести арифметич еский контроль показателей себестоимости по данным сводного учета затрат на производство. Источники инф ормации: Положение об учетной политике; карточки (ведомости) по заказам; разработочные таблицы (по распределению заработной платы, услуг вспомогатель ного производств, расчета амортизации ос); ведомости распределения общепроизв., общехоз. расходов; листки -расшифровки, справки-расчеты о распределении расхо дов будущих периодов; акты (ведомости) инвентариза

ических лиц; правильность ведения синтетического и аналити ческого учета по счетам 66,67; соответствие записей по учету заемных средств в главной книге и бухгалтерской отчетности;

наличие просроченных задолженностей и их отражение в уч ете.  Типичные ошибки, которые выявляются в ходе проверки учета кредитов и займов являются следующие:

-                 отсутствие договора займа;

-         отсутствие договора с банком о пролонгации кредита;

-        неправильное отражение процентов по кредитам и займам;

-        отсутствие аналитического учета;

-        не выделение в учете просроченной задолженности;

-        ненадлежащее ведение учета (использование счетов, не предусмотренных Планом счетов);

-         неправильная корреспонденция счетов.

 

 

 

 

 

 

 

27. Аудит выручки от продажи. Цель аудита выпуска готовой продукции и ее реализацииподтверждение достоверности отражения в бухгалтерской отчетности выпуска и движения готовой продукции, ее оценки и  исчисления выручки от реализации продукции.

Источниками информации для проверки операций, отражающих выпуск готовой продукции и её реализацию, являются: Положение об учетной политике предприятия, карточки складского учета готовой продукции, прейскурант цен, договоры на поставку продукции, счета-фактуры, книга продаж, накладные на передачу готовой продукции в места хранения, товарные накладные, выписки с расчетных счетов в банках с приложенными первичными документами, кассовые документы о поступлении выручки, учетные регистры по счетам 20, 40, 43, 45, 46, 50, 51, 62, 90 и др., Главная книга и др. Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки выпуска готовой продукции и ее реализации, являются следующие:включение в состав готовой

договоры на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и пр., табели учета использования рабочего времени, нар яды, путевые листы, листки временной нетрудоспособн ости, исполнительные листы, расчётные и платежные ведомости, лицевые счета и налоговые карточки работ ников, авансовые отчеты с приложенными к ним перви чными документами, акты инвентаризации имущества, учётные регистры (ведомости, журналы-ордера) по сче там 68, 69, 70, 71, 73, 76, 88 и т.д., Главная книга, отчет ность и др. Типичные  ошибки: отсутствие документов, подтверждающих законность выплат работникам дене жных средств (положений, приказов, распоряжений, договоров подряда и т.п.); ошибки при начислении вы плат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и пр.); ненадлежащее ведение уче та (неправильная корреспонденция счетов, расхожде ния между данными аналитического и синтетического учета и т.п.); несоблюдение порядка выдачи денежных средств в подотчет и возврата неиспользованных суммы (нарушение сроков возврата, не отчитавшимся по ранее полученным авансам и др.);

 

28. Аудит финансового результата. Цель аудита фин. результатов и распределения прибыли - установление до стоверности отражения в отчетности прибылей и убыт ков предприятия, законности распределения и исполь зования прибыли, остающейся в распоряжении предп риятия после налогообложения. Источниками инфор мации для проверки являются: Положение об учетной по литике предприятия, бухгалтерская отчетность, деклара ции по налогу на прибыль, Главная книга, учетные регис тры по счетам 84,90,91,99,68, протоколы собрания учреди телей и др.Фин. результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычн ых видов деятельности, а также прочих доходов и расход ов. Аудитору необходимо проверить:наличие приказа по учетной политике с указанием метода определения вы ручки от реализации продукции (работ, услуг); прави льность определения и законность отражения фактиче ской прибыли от реализации продукции (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учета;правильность определения предприятием предполагаемой прибыли и выручки от реализации продукции (работ, услуг) для исчисления авансовых платежей в бюджет;

ции незавершенного производства; ведомости  сводно го учета затрат на производство; учетные регистры (жу рналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 20,23, 21, 25, 26. 28, 29, 97, 96 и др., Главная книга, ба ланс и др. Типичные ошибки, выявляемые в ходе про верки затрат на производство:несоответствие применяе мого метода учета затрат, зафиксированному в учетной политике;неправильная оценка остатков незавершен ного производства;неправильное разграничение расхо дов по отчетным периодам;необоснованное (без докум ентального оформления) включение в себестоимость отдельных видов затрат. При осуществлении проверки следует учитывать принципиальные различия в приз нании расходов предприятия в бух. и налоговом учете. На иболее распространенными ошибками  при калькулиров ании фактической себестоимости продукции (работ, услуг) являются отнесение на себестоимость расходов, имеющих иные источники покрытия (прибыль, капвложения)  и расходов, не имеющих документального подтверждения.

 

 

29. Специальное аудиторское задание.-оказание ус луг по проверке специальной отчётности эконом. субъ екта, отличной от официальной финансовой (бухгалтер ской) отчётности, включая проверку специальной отчёт ности об отдельных статьях отчётности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, связанным с финансово-хоз. деятель ностью эконом. субъекта. Специальные аудит. задания могут быть обязательными и инициативными. В зависи мости от субъектов, от которых получено задание, спец иальное аудит. задание подразделяется на: полученное от эконом. субъектов; полученное от гос. органов; пол ученное от заинтересованных пользователей отчётнос ти. Целью специального аудиторского задания по проверке отдельных статей отчётности может быть:

выражение мнения аудиторской организации относит ельно одной или нескольких статей отчётности; выра жение мнения аудиторской организации относительно какого-либо показателя отчётности. При выполнении специального аудит. задания по проверке отдельных статей отчётности аудиторская организация должна принимать во внимание следующие факторы:

продукции части незавершенного производства;

применение различных методов оценки продукции в квартальных отчетах;

-                    ведение бухгалтерского учета реализации продукции "по оплате";

-                    неправильное исчисление фактической себестоимости реализованной продукции;

-                    несоблюдение установленного учетной политикой метода определения выручки для целей налогообложения;

-                     некорректная корреспонденция счетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Сопутствующие аудиту услуги. Согласованные процедуры могут выполняться аудитором в отношении отдельных показателей финансовой информации (напр имер, дебиторской или кредиторской задолженности, покупок у аффилированных лиц, объема продаж и при были подразделений лица, заключившего договор оказа ния сопутствующих аудиту услуг), одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бух баланса) или финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом. Цель выполнения согласованных процедур в отношении финансовой информации заключается в проведении аудитором процедур аудиторского характе ра, которые были согласованы между аудитором, лиц ом, заключившим договор оказания сопутствующих аудиту услуг, и третьим лицом, а также в предостав лении отчета о фактах, отмеченных при выполнении согласованных процедур в отношении финансовой информации. Поскольку аудитор лишь предоставляет отчет, он не выражает мнение о достоверности финан совой (бухгалтерской) отчетности и финансовой инфор мации. Пользователи отчета сами дают оценку выполненным согласованным процедурам в отношении

правильность определения прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия; правильность отражения в учете убытков, получен ных от безвозмездной передачи основных средств и прочих активов; правильность отражения в учете финансовых санкций; правильность отражения в учете результатов от сдачи имущества в аренду;правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 99 «Прибыли и убытки», 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Типичными ошибками, выявляемыми в процессе аудиторских проверок формирования и использования финансовых результатов являются: Включение в состав расходов от обычной деятельности прочих расходов; Необоснованное применение льгот по налогу на прибыль; Неправомерное использование прибыли текущего отчетного периода;

Неверные корреспонденции счетов.

взаимосвязь статей;трудности при определении уровня существенности и степени аудиторского риска; недос таток информации (поэтому следует уведомить лицо, поручившее задание, о необходимости проверки дополнительной информации);возможность более тща тельного исследования статьи бухгалтерской отчётно сти, чем при аудите достоверности отчётности в целом. Содержание заключения по специальному аудиторскому заданию должно обеспечивать государственным органам возможность однозначно определить обоснованность выводов аудиторской организации и доказательную ценность заключения.

 

 

 

 

финансовой информации и фактам, указанным в отчете, а также делают собственные выводы, основанные на отчете.

Отчет предоставляется только тем сторонам, которые дали свое согласие на проведение указанных процедур, так как другие стороны, не знающие причин проведения этих процедур, могут неверно истолковать их результаты. Процедуры, используемые при выполнении согласованных процедур в отношении финансовой информации, могут включать:

а) запросы и анализ;

б) пересчет, сравнение и другие действия по проверке точности записей;

в) наблюдение;

г) инспектирование;

д) получение подтверждений.