Основная цель маркетингового анализа — изучение спроса на продукцию. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то соответственно идет спад производства, растут себестоимость продукции, убытки, и предприятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка.
Спрос как экономическая категория – желание и способность покупателей приобрести на рынке имеющиеся товары.
Величина спроса характеризует объем товаров, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке.
На изменение спроса влияет ряд факторов:
· цены на предлагаемый товар,
· качество товара,
· денежные доходы покупателей,
· потребительские предпочтения,
· цены на сопряженные (взаимозаменяемые) товары,
· ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары,
· насыщенность рынка,
· процентные ставки по вкладам и т.д.
В современных условиях развития мировой экономики цена признается единственным средством приведения спроса и предложения в состояние равновесия, баланса. Смысл рыночного равновесия заключается в том, что в точке равновесия интересы продавцов и покупателей совпадают.
На выбор цены влияет эластичность спроса, т.е. степень изменения спроса под воздействием различных факторов (например, цены на товар, доходов потребителей).
Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения количества покупаемого товара при изменении его цены.