Основная цель проверки – установить достоверность отражения в бухгалтерской отчетности задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.
В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи:
1. Проверка правильности оформления первичных документов по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;
2. Подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;
3. Оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий.
Источниками информации являются: Положение о бухгалтерском учете; договоры поставки продукции (работ, услуг); накладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга продаж; учетные регистры по счету 62; Главная книга; бухгалтерская отчетность.
Чтобы наметить направления проверки и области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии. Для этого следует установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, состав применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций. Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций с покупателями и заказчиками аудитор на основе полученной информации заполняет заранее разработанные тесты. Тесты позволяют установить насколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет – выполняет поставленные перед ним задачи.
При проверке расчетов с покупателями и заказчиками используются приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы.
В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. По данным первичных расчетно-платежных документов, актов инвентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62 (Приложение 8) устанавливается достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).
При аудите расчетов с использованием различных форм безналичных расчетов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводятся встречные сверки в банке или у покупателя. Особое внимание обращается на правильность отражения в учете и налогообложении операций с использованием векселей.
Путем отслеживания и арифметического контроля устанавливается правильность ценообразования при реализации продукции (работ. услуг), использования наценок, взаимозачетов, векселей. Осуществляется проверка правильности аналитического учета по счету 62, который должен обеспечивать возможность получения информации о реальной задолженности покупателей, в том числе обеспеченной векселями. Изучаются также имеющиеся факты просроченной дебиторской задолженности, выясняются причины неплатежей.
Аудитор должен проверить правильность отражения в учете сумм неистребованной дебиторской задолженности по договорам поставки (купли-продажи и др.), срок исполнения по которым покупателями превысил 4 месяца со дня фактического получения ими товаров (работ, услуг). Данная задолженность должна списываться на убытки предприятия-поставщика без уменьшения налогооблагаемой базы. Аудитору необходимо выяснить, учитывается ли данная задолженность на забалансовом счете 007 в течение 5 лет с момента ее списания. Следует также установить наличие дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и причины, по которым на сумму этой задолженности не была уменьшена налогооблагаемая прибыль предприятия.
Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете полученных авансов, отражаемых на счете 62 субсчет «Авансы полученные». Аудитор путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняет правильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учета, правильность уплаты НДС с авансов полученных.
В заключение выясняется правильность применяемых схем корреспонденций счетов по расчетам с покупателями и заказчиками.
Типичные ошибки:
- отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или неполное их оформление;
- неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС, налогу на пользователей автомобильных дорог, налогу с продаж и т.д.;
- некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;
- недостоверность аналитического учета;
- формальное проведение инвентаризации расчетов.