Цель аудита выпуска готовой продукции и ее реализации – подтверждение достоверности отражения в бухгалтерской отчетности выпуска и движения готовой продукции, ее оценки и исчисления выручки от реализации продукции.
Источниками информации для проверки операций, отражающих выпуск готовой продукции и её реализацию, являются: Положение об учетной политике предприятия, карточки складского учета готовой продукции, прейскурант цен, договоры на поставку продукции, счета-фактуры, книга продаж, накладные на передачу готовой продукции в места хранения, товарные накладные, выписки с расчетных счетов в банках с приложенными первичными документами, кассовые документы о поступлении выручки, учетные регистры по счетам 20, 40, 43, 45, 46, 50, 51, 62, 90 и др., Главная книга и др.
Приступая к аудиту выпуска продукции аудитор изучает положения учетной политики предприятия выясняя как организован учет выпуска продукции (с использованием счета 40 «Выпуск продукции» или без применения данного счета), как оценивается продукция, как определяются и списываются отклонения фактической себестоимости от плановой (нормативной).
Для проверки объема производства продукции и полноты её оприходования используются данные первичных документов и производственных отчетов, регистров аналитического и синтетического учета. При этом показатели фактического выхода и сдачи на склад готовой продукции (по фактической себестоимости), учтенные по дебету счета 43 "Готовая продукция", сравнивают с оборотами по кредиту счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства". При возникновении серьезных сомнений в полном оприходовании выпускаемой продукции, аудиторы могут, исходя из данных о фактическом расходе материалов и нормативов затрат на единицу продукции, составить альтернативный баланс выхода готовой продукции. Если аудитор выявляет случаи производства и вывоза неучтенной готовой продукции с проверяемого предприятия, он должен определить материальный ущерб в размере реализованной неучтенной продукции.
Фактическое движение готовой продукции анализируется по данным производственных отчетов, отчетов о движении материальных ценностей на складах, накладных на отпуск или передачу готовой продукции.
Проверяя правильность учета отгруженной продукции, аудитор должен убедиться в наличии договоров на поставку продукции и правильности их оформления, наличии документов на отгрузку продукции, правильности установления отпускных цен, полноте регистрации выписанных счетов-фактур, соблюдении сроков оплаты покупателями за поставленную продукцию. Поскольку операции по реализации продукции носят систематический характер и являются типичными, они могут контролироваться выборочно. В выборку следует включать операции из разных отчетных периодов, по различным покупателям и разнообразной продукции (работам, услугам).
Отгрузка готовой продукции по фактической себестоимости определяется как алгебраическая сумма отгрузки по учетным ценам и отклонений. Сумма отклонений рассчитывается исходя из уровня среднего процента отклонений, который определяется как отношение суммы отклонения фактической себестоимости от учетной цены к сумме остатка готовой продукции на начало периода и ее выпуска за период по учетной цене. Перерасход отражается на счетах 43 "Готовая продукция" (40 "Выпуск продукции, работ, услуг") и 90-2 "Себестоимость продаж" обычной записью, а экономия - сторнировочной.
Так как, бухгалтерский учет выручки от реализации осуществляется по методу начисления или "по отгрузке", то аудиторы должны проконтролировать полноту отражения операций по реализации (отгрузке) продукции по кредиту счета 90-1 "Выручка" независимо от ее оплаты.
Аудиторам также следует удостовериться (по данным учетных регистров по счетам 50 "Касса", 51 "Расчетные счета". 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 90 "Продажи") в правильности отражения в учете выручки от реализации продукции "по отгрузке' в соответствии с требованиями нормативных документов, а также определения выручки для целей налогообложения в соответствии с принятой учетной политикой.
Аналогичному контролю подвергаются и расходы на продажу, которые связаны со сбытом продукции. Они учитываются на счете 44 "Расходы на продажу". Распределение таких расходов должно производиться пропорционально стоимости реализованной (отгруженной) продукции по фактической себестоимости или учетным ценам, кроме расходов на тару и транспортировку, которые списываются прямым путем.
Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки выпуска готовой продукции и ее реализации, являются следующие:
включение в состав готовой продукции части незавершенного производства;
применение различных методов оценки продукции в квартальных отчетах;
- ведение бухгалтерского учета реализации продукции "по оплате";
- неправильное исчисление фактической себестоимости реализованной продукции;
- несоблюдение установленного учетной политикой метода определения выручки для целей налогообложения;
- некорректная корреспонденция счетов.