Оценка и анализ рыночной конъюнктуры представляют собой необходимое условие коммерческой деятельности и маркетинга на всех уровнях управления, а также требование формирования государственной политики регулирования рынка посредством социально-экономического и налогового воздействия, разработки соответствующих законов и т.д.
Анализ рыночной конъюнктуры является необходимой предпосылкой формирования стратегии и тактики маркетинга.
Цель анализа конъюнктуры - выявление тенденций в движении экономических показателей, нахождение причин происхождения на рынке изменений, т.е. определение факторов, под воздействием которых складывается конъюнктура за рассматриваемый период, а также моделирование закономерностей действия рыночного механизма. Это необходимо для обеспечения предсказуемости развития рынка и обоснования применения социально-экономических способов регулирования рыночных процессов.
Предметом анализа конъюнктуры рынка являются массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся количественной и качественной оценке.
Целью прогноза конъюнктуры рынка является определение наиболее вероятных оценок ее состояния в будущем.
Для того чтобы сделать правильные выводы о перспективах развития рыночной ситуации, целесообразно также придерживаться целого ряда методических правил:
1. Необходимо вести учет и проводить анализ взаимосвязи явлений экономической жизни, поскольку изучение любого товарного рынка нельзя проводить изолированно, вне связи с общехозяйственной конъюнктурой и положением в других отраслях.
2. Тенденции на одних рынках нельзя механически переносить на другие, даже смежные рынки.
3. Нельзя автоматически переносить тенденции в изменении общехозяйственной конъюнктуры на все отраслевые рынки.
4. Необходимо осуществлять постоянное и непрерывное наблюдение за рынками.
5. Необходимо соблюдать определенную последовательность при изучении конъюнктуры.
6. При разработке конъюнктурных прогнозов первоначально исследуются основные черты и особенности рынка, затем осуществляются сбор, обработка и накопление конъюнктурной информации и, наконец, анализ и прогноз конъюнктуры.
Использование количественных методов при исследовании конъюнктурообразующих факторов часто бывает затруднено. Это обусловлено сложностью исследуемого объекта, нелинейностью многих проблем, характеризующих ситуацию на том или ином рынке и пр. Вместе с тем в экономическом обосновании конъюнктурных прогнозов, количественные методы исследования приобретают все большую роль и без использования факторного анализа, корреляционно-регрессионного анализа невозможна объективная оценка и прогноз конъюнктурообразующих факторов.
При анализе состояния рынка и перспектив его развития требуется сочетание методов экспертных оценок, статистической экстраполяции, экономико-математического моделирования и подсознательной интуиции, ощущения внутренней и внешней среды, основанных на опыте и таланте руководителя или специалиста по маркетинговому анализу.
При проведении конъюнктурного анализа следует помнить, что анализ рынка является не самоцелью, а источником информации для принятия эффективного управленческого решения.