Наряду с матрицей, разработанной Бостонской консалтинговой группой, в портфельном анализе используется целый ряд моделей — анализ GAP, разработанный в Стэнфордском исследовательском институте, метод LOTS («Лоцман»), модель Мак-Кинси 7S, метод PDS (Problem Detection Study), модель Северной школы маркетинга услуг и т.д.
Серьезными недостатками указанных моделей (включая матрицу БКГ) являются отсутствие в них четкого алгоритма анализа, возможность неоднозначного толкования анализируемой информации и не всегда достаточная обоснованность сделанных выводов, что приводит к принятию решений скорее на интуитивном уровне. В этой связи представляет интерес корреляционно-регрессионная модель влияния на прибыль маркетинговой стратегии PIMS (Profit Impact of Market Strategy).
Первоначально модель строилась на информации компании General Electric. Затем эта информация была дополнена данными других корпораций. Число участников (компаний) этой модели все время возрастало, вследствие чего база данных постоянно увеличивалась.
В настоящее время базу данных модели составляет информация около 3000 компаний, главным образом американских и европейских. Компания, сравнивая расчетные модельные и фактические данные, получает возможность определить, какие действия надо произвести, чтобы добиться успеха, что можно ожидать от конкретного выбора.
В рассматриваемой модели целевыми функциями являются рентабельность инвестиций (ROI), определяемая отношением дохода после вычета корпоративных затрат к сумме оборотного и основного капитала по остаточной стоимости, и поток наличности (Cash Flow). Все факторы разделены на три основных блока: конкурентная ситуация, производственная структура и рыночная ситуация. Конкурентная ситуация определяется абсолютной и относительной долей компании на рынке и относительным качеством продукции и услуг. Увеличение любой из этих переменных благоприятно влияет на прибыль.
Производственная структура характеризуется отношением суммы вложенного капитала к объему продаж и добавленной стоимости (увеличение этих показателей отрицательно влияет на прибыль), а также уровнями использования производственных мощностей и производительности труда (увеличение этих переменных благоприятно воздействует на прибыль). Рыночная ситуация характеризуется показателем роста рынка (благоприятно влияет на прибыль), капиталоемкостью рынка, отношением затрат на маркетинг к сумме продаж, а также общим объемом закупок. Рост любого из этих показателей отрицательно сказывается на прибыльности. По мнению западных исследователей, достоинством данной модели является использование эмпирического материала большого количества компаний и, соответственно, исключение абстрактного подхода, присущего почти всем моделям портфельного анализа.