Этапы процесса маркетингового анализа

Любой анализ, в том числе и маркетинговый, имеет две ступени:

первая - констатационные оценки состояния и развития рынка и самой фирмы;

вторая, более сложная, - объяснение сложившейся ситуации, выявление и моделирование причинно-следственных связей, научное прогнозирование дальнейшего развития.

Результаты маркетингового анализа могут быть представлены в виде:

- текстовой формы: точные количественные характеристики и упрощенные качественные оценки. Это может быть аналитический отчет (пояснительная записка), справка, заключение;

- бестекстовой формы: различного рода схемы, диаграммы, графики;

- статистических и эконометрических моделей.

К маркетинговому анализу предъявляются жесткие требования:

1) анализ должен проводиться в сжатые сроки;

2) анализ должен быть достоверным;

3) анализ должен быть достаточно полным;

4) анализ не должен быть абстрактным, поскольку он всегда служит обеспечением той или иной маркетинговой операции.

5) выводы должны быть четкими и недвусмысленными, обязательно сопровождаться практическими рекомендациями.

Результаты итогового анализа и разработанные на их основе мероприятия целесообразно обсуждать на собраниях коллектива предприятия и его подразделений. Практическую реализацию они получают после принятия соответствующих управленческих решений и действий.

Важнейшими направлениями маркетингового анализа являются: анализ конъюнктуры рынка, анализ ценовой политики предприятия, определение рыночного потенциала предприятия и тенденций развития конъюнктурообразующих факторов, анализ конкуренции, оценка эффективности рекламы и др.

Как показала практика, маркетинговый анализ является одним из исключительно действенных методов самоанализа и самоконтроля за результатами хозяйственной деятельности предприятий и управления маркетингом.