Инновационный анализ

Теоретико-методологические положения анализа инновационной деятельности хозяйствующего субъекта

Инновации представляют собой изменения функционирования организации как системы, вызванные необходимостью достижения ее стратегических целей в условиях меняющейся внешней среды. В наиболее общем виде инновации можно охарактеризовать как внедрение новшеств в производственную, заготовительно-сбытовую, маркетинговую, инвестиционную и финансовую деятельность организации.

Обобщая применительно к коммерческой организации понятия сущности инновации и определения, данные отечественными и зарубежными учеными экономистами, можно заключить, что инновации – это качественные изменения видов, форм и методов хозяйственной деятельности, обусловленные внешними причинами и внутренними возможностями и направленные на повышение эффективности достижения целей организации.

Для коммерческой организации инновации выступают в виде изменений в ассортименте продукции (товаров, услуг), в структуре рынков сбыта, в применяемых технологиях и в составе активной части основных фондов, в организации труда и управления, в методах стимулирования продаж и в системах снабжения и сбыта.

Инновационные процессы охватывают, как правило, все стороны деятельности организации, затрагивая как текущую, так и инвестиционную, и финансовую деятельность. Учитывая комплексный характер инновационной деятельности, анализ должен охватывать все стороны и аспекты внедрения и функционирования новшеств.

Для целей экономического анализа используется ряд классификаций инноваций:

- по виду объектов инновационной деятельности различают инновации продукты и инновации-процессы. Кроме того, могут быть также отдельно выделены рыночные (маркетинговые) инновации, заключающиеся в освоении новых рынков (сегментов рынка);

- по роли в реализации стратегических целей организации различают улучшающие и стратегические инновации. Стратегические инновации создают новые направления деятельности или обеспечивают успешное функционирование существующих направлений в долгосрочном периоде, улучшающие инновации проводятся в рамках развития и совершенствования этих направлений;

- по значению для развития предприятия выделяют опережающие и последующие инновации. Опережающие инновации могут не являться уникальными для данной отрасли, однако должны создавать предпосылки для успешного ведения финансово-хозяйственной деятельности с учетом ожидаемых в будущем изменений внешних условий. Последующие инновации проводятся как реакция на фактическое изменение внешней среды;

- по срокам реализации мероприятий: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и инновации с неограниченным временным горизонтом;

- по степени охвата деятельности организации: локальные и комплексные инновации. Комплексные инновации затрагивают сразу несколько направлений деятельности (сочетают внедрение новых продуктов и новых процессов и т.п.);

- по роли в процессе производства: основные и дополняющие инновации;

- по значению для данного направления деятельности: базисные (фундаментальные), модифицирующие и псевдоинновации.

Одно из основных понятий анализа нововведений – жизненный цикл инноваций. Он включает следующие основные этапы:

1) инвестиционный этап;

2) этап подъема;

3) этап роста;

4) этап зрелости;

5) этап спада;

6) этап реинвестирования;

7) этап повторного роста.

На практике наиболее распространены следующие варианты организации инновационной деятельности:

- инновационные процессы сосредоточены в пределах одной организации. В данном случае все этапы жизненного цикла инноваций, начиная с момента разработки и заканчивая заменой новшества и ликвидацией вложений, проводятся последовательно на одном предприятии или внутри тесно связанной группы;

- выделены фазы исследований и разработок. Создание новшества как законченного продукта интеллектуального труда производится специализированной организацией (например, научно-исследовательским институтом) или компанией, продающей затем данный продукт или права на его использование (лицензию на запатентованное изобретение и т.п.) В этом случае возникает рыночная оценка новшества – важный показатель для анализа инноваций;

- выделены фазы исследований и начального продвижения продуктов. Такая схема характерна для венчурных и инжиниринговых компаний в малом инновационном бизнесе, начинающих с доработки не готовой к коммерческому использованию идеи новшества и выводящих его на рынок. В момент окупаемости вложений и быстрого роста курса акций права на их использование продаются обычно вместе с компанией.

Под инновационным процессом понимается фактически осуществление полного жизненного цикла инноваций. Инновационная деятельность – это вся деятельность в рамках инновационного процесса, а также маркетинговые исследования рынков сбыта, информационное обеспечение инновационных процессов и т.п.

Анализ инноваций может и должен быть выделен в качестве самостоятельного элемента в системе комплексного экономического анализа. При этом, хотя предварительный, текущий и последующий анализ инноваций разделены между соответствующими этапами принятия и реализации управленческих решений, подсистема анализа инноваций занимает определенное место по отношению к системам стратегического анализа и планирования. Именно стратегический анализ выявляет потребность в нововведениях для решения как долгосрочных, так и текущих задач.

Система комплексного экономического анализа инноваций может включать следующие блоки:

1. Предварительный анализ инновационных позиций и потенциала организации;

2. Анализ и оценка стратегии организации;

3. Анализ производственных ресурсов, продаж и источников финансирования;

4. Перспективный анализ вариантов развития организации и определение потребности в инновациях;

5. Определение потребности в инвестициях, анализ альтернатив инвестирования;

6. Анализ затрат на НИОКР и на приобретение нематериальных активов;

7. Текущий анализ затрат на приобретение и создание объектов основных средств;

8. Анализ доходов, расходов и финансовых результатов организации;

9. Анализ денежных потоков и оценка стоимости фирмы;

10. Ретроспективный анализ инноваций и оценка достижения стратегических целей.

Проведение анализа и оценки инноваций и инновационной деятельности опирается на многочисленные источники экономической информации.

Информационная база анализа нововведений формируется в соответствии с целями и задачами анализа, объединяя данные внешних и внутренних источников, причем благодаря стратегической направленности инноваций и отсутствию у организации прошлого опты подобной деятельности для принятия управленческих решений информация внешних источников оказывается преобладающей как по объему, так и по значению.

Источники информационной базы анализа инноваций включают:

· внешние и внутренние (по отношению к организации);

· первичные и вторичные (по целям первоначального сбора информации);

· (условно-) постоянные и динамические (переменные) – в зависимости от периодичности изменения и скорости устаревания информации;

· по принадлежности источников:

- данные нормативных актов;

- данные стандартов и правил;

- методические рекомендации и указания, утвержденные государственными органами;

- общеэкономическая информация;

- маркетинговая информация;

- финансовая информация;

- данные бухгалтерского, управленческого и налогового учета;

- отраслевые и внутрифирменные нормы и нормативы;

- техническая и технологическая информация;

- информация организационно-правового характера;

- патентно-лицензионная информация и другие данные, касающиеся создания и использования объектов интеллектуальной собственности;

- данные НИОКР, отчетов исследовательских и конструкторских подразделений, результаты испытаний опытных образцов;

- данные бизнес-планов и отчетов об их выполнении, оперативно-производственного и статистического учета;

- показатели стратегического планирования;

- прочая информация.

Методика анализа инновационной деятельности

Основная задача анализа инноваций заключается в расчете критерия оценки нововведений, то есть экономического показателя (группы показателей), значение которого позволяет принимать решение о привлекательности данного новшества для компании и при необходимости сравнивать между собой альтернативные варианты инноваций.

В системе анализа инноваций выделяются четыре группы показателей.

К первой из них относятся критерии обобщающей (интегральной) оценки нововведений, подразделяемые в свою очередь, на дисконтные, традиционные и рейтинговые.

Во вторую группу входят финансовые коэффициенты оценки ликвидности, финансовой устойчивости и структуры капитала. Они относятся к частным оценочным показателям, поскольку характеризуют лишь одну из сторон инновационной деятельности хозяйствующего субъекта.

Таким образом, показатели первой группы должны давать оценку эффективности с учетом предпочтений ликвидности и ограничений финансирования. Указанным требованиям отвечает NPV и другие дисконтные показатели (IRR, MIRR, PI, DPP), поскольку возрастание финансовых рисков вследствие изменения структуры капитала и активов влияет на ставку дисконтирования и через нее – на оценку инноваций. Традиционные критерии интегральной оценки нововведений также способны учитывать финансовые риски, например, посредством нормирования предельных сроков окупаемости или установления соответствующего нормативного коэффициента окупаемости капиталовложений (ЕН).

Отдельное место занимают рейтинговые показатели комплексной оценки, под которыми в данном контексте понимаются усредняющие оценочные критерии, формируемые на основе набора частных экономических показателей. Рейтинговые оценки принципиально обладают более широкой областью применения, чем дисконтные и традиционные критерии. Однако построить адекватные рейтинговые оценки довольно сложно, поэтому в большинстве случаев дисконтные показатели предпочтительнее.

Третью группу аналитических показателей образуют частные критерии оценки эффективности инноваций, такие как, коэффициенты рентабельности, оборачиваемости, ресурсоемкости, использования фондов времени и т.д. Задача применения данных показателей состоит в оценке отдельных сторон процесса нововведения, а также обеспечении факторного анализа и выявлении причин отклонений итоговых (обобщающих) показателей. В количественном плане указанная группа содержит наибольшее количество показателей, однако их роль в процессе анализа, как правило, ограничивается вспомогательными функциями.

Четвертую основную группу аналитических индикаторов формируют показатели оценки рисков инноваций. Их можно подразделить на подгруппы показателей, образованных на основе дисперсии или среднеквадратического отклонения, бета-коэффициентов, а также аналитических коэффициентов оценки риска. Показатели оценки риска занимают промежуточное место между частными и обобщающими критериями.

Специальные показатели оценки инновационной деятельности включают: инновационный потенциал, инновационный климат и инновационную позицию организации.

Инновационный потенциал организации – это мера ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации.

Инновационный климат – это состояние внешней среды организации, соответствующее или противодействующее достижению инновационной цели.

Инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, то есть инновационного потенциала и инновационного климата.


Аналитические подходы к оценке риска и неопределенности результатов инновационной деятельности

Анализ и оценка рисков занимают важное место в системе анализа инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.

Общепринятая точка зрения состоит в отождествлении риска с вероятностью отклонений результативных показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности от среднего ожидаемого уровня. Некоторые авторы особо подчеркивают отличие риска от неопределенности, выражающееся в возможности количественной оценки вероятности, другие не проводят четкого различия данных категорий, используя термин «неопределенность» как синоним понятия «риск». При этом имеет место точка зрения, что для экономического анализа характерны условия риска, а не неопределенности, так как хозяйствующие субъекты активно собирают необходимую им информацию и могут с достаточной степенью точности судить о вероятностях событий. В то же время на практике анализ инноваций часто проводится именно в условиях неопределенности, поскольку из-за недостаточности информационной базы вероятности событий не могут быть оценены с необходимой точностью.

Определение риска как вероятности предоставляет возможность его измерения и оценки. Существует несколько основных методов оценки вероятностей отклонений экономических показателей, в том числе статистический метод, метод аналогий, экспертный метод и их комбинации.

Классификация рисков позволяет глубже понять их экономическую сущность, разработать и применить необходимые методы анализа, организовать систему управления рисками инновационной деятельности. В основе классификации экономических рисков лежат следующие признаки:

· степень связи колебаний доходности активов с колебаниями доходности фондового рынка (рыночного портфеля) – систематический и несистематический (собственный) риск;

· возможность снижения риска при диверсификации портфеля инвестиций – диверсифицируемый и недиверсифицируемый риск. Систематический риск не может быть диверсифицирован;

· природа риска: технико-технологические, маркетинговые, финансовые, риски участников проекта, военно-политические, юридические, экологические, строительные, риски форс-мажорных обстоятельств, социальные, специфические;

· отношение к макро- и микросреде определяет подразделение рисков на: общеэкономические (макроэкономические), региональные, отраслевые, риск фирмы, риск отдельного проекта;

· отношение к среде организации – внешние и внутренние риски;

· возможность страхования – страхуемые и нестрахуемые риски;

· возможность управления (снижения) – управляемые и неуправляемые.

Помимо данной классификации риски необходимо подразделять также на риски, связанные с колебаниями условий внешней среды (например, с колебаниями курсов валют, ценных бумаг, относительных цен на товары), и риски, связанные с недостатком знаний экономического субъекта о внешней среде (информационные риски).

Оценка рисков инноваций включает в себя их качественный и количественный анализ. Качественный анализ состоит в классификации риска (по одному или нескольким признакам), выявлении причин возникновения риска, возможных негативных последствий и мер по минимизации ущерба.

Количественный анализ заключается не только в расчете показателей уровня риска (стандартного отклонения, коэффициента вариации, бета-коэффициента), но и в учете полученных значений при принятии инвестиционных решений. С этой целью может быть использовано сочетание показателей эффективности и риска (критерий «доходность-риск») или рассчитан единый показатель эффективности с поправкой на риск.

В практике финансово-инвестиционного анализа применяются следующие методы количественного анализа рисков:

· метод корректировки нормы дисконта (премии за риск);

· метод достоверных эквивалентов (коэффициентов достоверности);

· анализ чувствительности критериев эффективности (NPV, IRR и др.);

· метод сценариев;

· анализ вероятностных распределений потоков платежей;

· построение дерева решений (дерева событий);

· построение детерминированных и стохастических аналитических моделей риска (зависимостей уровня риска от параметров проекта и внешней среды);

· теории нечетких множеств и нечетких интервалов;

· методы имитационного моделирования (метод Монте-Карло и др.)

Все перечисленные методы применимы к анализу рисков отдельных инноваций или инновационных проектов. Их можно подразделить на следующие группы:

1) методы, дающие комплексную оценку нововведений с учетом доходности (чистой текущей стоимости) и риска;

2) методы, обеспечивающие отдельную оценку уровня риска;

3) методы, позволяющие оценить форму распределения вероятностей (профиль риска).

Выбор конкретных методов анализа риска зависит от возможностей информационной базы, требований к форме представления конечных результатов и к уровню надежности планирования инноваций.