Специальное аудиторское задание – оказание услуг по проверке специальной отчётности экономического субъекта, отличной от официальной финансовой (бухгалтерской) отчётности, включая проверку специальной отчётности об отдельных статьях финансовой (бухгалтерской) отчётности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта. Специальные аудиторские задания могут быть обязательными и инициативными.
Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации, инициативное – во всех остальных случаях.
В зависимости от субъектов, от которых получено задание, специальное аудиторское задание подразделяется на:
- полученное от экономических субъектов;
- полученное от государственных органов;
- полученное от заинтересованных пользователей финансовой (бухгалтерской) отчётности.
Аудиторская организация должна достигнуть взаимопонимания с лицом, поручившим специальное аудиторское задание, относительно цели и характера работы, а также содержания заключения. Содержание, характер и объём работы, выполняемой аудиторской организацией по специальному аудиторскому заданию, зависят от обстоятельств, связанных с возникновением необходимости оказания данной услуги.
Заключение по специальному аудиторскому заданию должно состоять из вводной, аналитической и итоговой частей.
В заключении по специальному аудиторскому заданию также указывается адресат, подпись руководителя аудиторской организации и дата выдачи заключения.
Вводная часть специального аудиторского задания должна содержать:
- наименование аудиторской организации, выполнившей специальное аудиторское задание;
- наименование объекта специального аудиторского задания;
- определение ответственности аудируемого лица за составление бухгалтерской документации и специальной отчётности.
В аналитической части специального аудиторского задания описывается выполненная аудиторской организацией работа; обосновываются методы, применённые в ходе выполнения специального аудиторского задания; излагаются существенные вопросы, рассмотренные при выполнении задания.
В текст аналитической части могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчётов, итоги сверки документации, порядок её движения и т. д. Эти материалы могут оформляться в виде приложения к заключению.
Итоговая часть специального аудиторского задания должна содержать окончательное мнение аудиторской организации по результатам выполнения специального аудиторского задания.
Итоговую часть рекомендуется начинать словами «По нашему мнению…».
Целью специального аудиторского задания по проверке отдельных статей финансовой (бухгалтерской) отчётности может быть:
- выражение мнения аудиторской организации относительно одной или нескольких статей финансовой (бухгалтерской) отчётности;
- выражение мнения аудиторской организации относительно какого-либо показателя финансовой (бухгалтерской) отчётности.
При выполнении специального аудиторского задания по проверке отдельных статей финансовой (бухгалтерской) отчётности аудиторская организация должна принимать во внимание следующие факторы:
- взаимосвязь статей финансовой (бухгалтерской) отчётности (это требует применения аудиторских процедур по оценке сопоставимости данных бухгалтерского учёта по этим статьям);
- трудности при определении уровня существенности и степени аудиторского риска;
- недостаток информации (поэтому следует уведомить лицо, поручившее задание, о необходимости проверки дополнительной информации);
- возможность более тщательного исследования статьи бухгалтерской отчётности, чем при аудите достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности в целом.
Заключение аудиторской организации по проверке отдельных статей финансовой (бухгалтерской) отчётности должно содержать указание на регулирующие бухгалтерский учёт нормативные акты, которыми руководствовался экономический субъект.
В заключении аудиторская организация выражает мнение о соответствии во всех существенных отношениях методов оценки и порядка ведения бухгалтерского учёта указанному нормативному акту.
Во избежание введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчётности аудиторская организация должна письменно уведомить руководство аудируемого лица о необходимости включения в состав бухгалтерской отчётности заключения аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию только вместе с аудиторским заключением о финансовой (бухгалтерской) отчётности в целом.
В приложении к рассматриваемому правилу (стандарту) приводится примерное содержание итоговой части специального аудиторского задания по проверке расчётов с дебиторами: «По нашему мнению, приложенная схема расчётов (наименование экономического субъекта) с дебиторами и цифровые данные достоверно во всех существенных аспектах отражают состояние дебиторской задолженности упомянутой организации по состоянию на (дата)».
При выполнении специального аудиторского задания по юридической и экономической экспертизе договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения, аудитор преследует следующие цели:
- составить заключение о правильности используемых схем бухгалтерских записей, принципов оценки, порядка налогообложения и формы ответственности по договорам, подготовленным экономическим субъектом;
- составить заключение о финансовых и правовых последствиях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т. п., подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности;
- подготовить заключение о соблюдении экономическим субъектом определённых договоров, например, кредитных договоров или договоров займа и др.
Аудиторская организация может выразить своё мнение относительно договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения, только после полного рассмотрения вопросов бухгалтерского учёта и аспектов налогообложения на всех этапах реализации договора. Для ответа на специфические вопросы, не относящиеся к компетенции аудиторской организации и требующие специальных знаний, аудиторская организация должна привлечь эксперта. В итоговой части заключения аудиторской организации по юридической и экономической экспертизе договоров должно быть изложено мнение о соблюдении экономическим субъектом конкретных условий договора.
Аудиторская организация при выполнении специального аудиторского задания о финансовой (бухгалтерской) отчётности, составленной в соответствии с принципами финансовой (бухгалтерской) отчётности, отличными от российских правил бухгалтерского учёта, должна оценить возможность пользователя финансовой (бухгалтерской) отчётности понять из названия или из примечания к данной финансовой (бухгалтерской) отчётности, что эта отчётность подготовлена не в соответствии с российскими правилами учёта. Если в названии такой отчётности соответствующие указания отсутствуют, то аудиторская организация должна сделать это в своём заключении.
К формам отчётности, подготовленным в соответствии с правилами бухгалтерского учёта, отличными от российских, относятся:
- налоговые декларации;
- отчёты о финансовых результатах, основанных на поступлениях в кассу и выплатах из кассы;
- финансовая отчётность, установленная каким-либо государственным или иным регулирующим органом;
- финансовая отчётность, подготовленная на основе международных стандартов финансовой отчётности.
В заключении по обобщённым отчётам должно быть ясно обозначено, что они имеют сокращённый характер, поэтому пользователю отчётности необходимо использовать обобщённый отчёт вместе с бухгалтерскими отчётами, подтверждёнными аудиторской организацией. Обобщённый отчёт должен называться так, чтобы указывать на бухгалтерскую отчётность, на основании которой он был подготовлен.
Фраза об отражении в отчётности показателей деятельности «достоверно во всех существенных аспектах» не должна использоваться аудиторской организацией при формировании ею мнения относительно обобщённой отчётности.
Заключение аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, проведённому по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
В таком заключении следует избегать оценочных юридических терминов («халатность», «хищение», «растрата», «присвоение» и т. д.)
Выводы аудиторской организации должны излагаться в соответствии с последовательностью вопросов государственных органов. Каждый вывод должен содержать выявленные факты с указанием нарушенного нормативного акта, за какой период выявлено нарушение, какие обстоятельства способствовали этому. При возможности следует указать виновных лиц и оценить сумму материального ущерба.
Содержание заключения по специальному аудиторскому заданию должно обеспечивать государственным органам возможность однозначно определить обоснованность выводов аудиторской организации и доказательную ценность заключения.